Николя Анелька на протяжении всей своей карьеры остаётся эпатажным футболистом. Где только не играл за последние десять лет французский нападающий. О его неконтролируемом, порой, поведении, говорит весь футбольный мир, многочисленные демарши в юности едва не сгубили карьеру форварду "лес блуз". Безусловно, футбольный журнал "Четыре-Четыре-Два" выбрал себе в качестве интервьюера увлекательную персону.
Беседа с Николя Анелька состоялась за несколько дней до вызова французского нападающего в состав национальной сборной на матчи отборочного цикла чемпионата мира 2010 года против Румынии и Сербии. В первой встрече Анелька провёл на поле весь матч, запомнился активным передвижением по всему полю, дважды в первом тайме мог открыть счёт, замыкая фланговые передачи, но оба раза Анелька не успевал в нужную точку вратарской площадки румын. По традиции, вопросы футболисту задавали не журналисты, а простые болельщики из разных городов Туманного Альбиона. Именно поэтому беседа носила очень откровенный характер.
Вы родились в пригороде Парижа, местечке Троппе. Этот район известен своими трущобами на всю Францию. Тем не менее, это обстоятельство, не помешало сделать хорошую карьеру не только Вам, но и Тьерри Анри, Вильяму Галласу. В чём секрет?
- 70 процентов футболистов, выступающих за сборную Франции или принимающих участие в Лиги 1, являются выходцами из трущоб. Когда я был маленьким мальчиком, никогда не задумывался над тем, что являюсь в чём-то ущербным. Всегда рассчитывал на свой талант, верил в свою звезду, упорно тренировался, а не ходил по улицам, зацикливаясь на мысли о своём месте жительства. Я вышел из приличной семьи, на моей улице всегда было спокойно, никакого криминала. Однако я не могу назвать Троппе – самым любимым местом для себя.
Могли ли Вы когда-нибудь мечтать о том, что вашим именем будет назван бутерброд. Возможно ли сегодня купить бутерброд с названием "Анелька бургер" где-нибудь в районе западной части Лондона?
- Было бы глупо, если бы я думал над тем, что вскоре моим именем будет назван бутерброд. Я всегда хотел быть профессиональным футболистом, но никогда не задумывался над чем-то иным, включая кулинарные материалы. Был только футбол, футбол, футбол, но я сегодня даже рад тому, что есть "Анелька бургер". Вы считаете это постыдным явлением? Я нет! В современное время футболисты могут проявлять себя в различных ипостасях. Мода, кулинария, сцена – всё для нас.
В возрасте 17 лет Вы подписали контракт с "Арсеналом". Насколько сильно легла на плечи молодого игрока ответственность со стороны фанатов "канониров", если учитывать, что в 1998 году Деннис Бергкамп пропустил 11 последних матчей из-за травмы?
- Я не припоминаю травмы Бергкампа, возможно, просто забыл. Нервничал ли я? Я действительно не помню! Я просто чувствовал, что должен играть на нужной позиции, тренер дал мне указание. "Арсенал" играл в лёгкой манере, а партнёры сильно помогали мне на правах старших товарищей. Мне оставалось только влиться в комбинационный футбол.
Было ли в "Арсенале" наиболее комфортно или хотя бы комфортнее, чем в "Челси"?
- Я завоевал с "Арсеналом" два титула, помню, что однажды мы отставали от "Манчестера Юнайтед" на 13 очков по ходу сезона, но на финишной прямой выправили ситуацию и стали первыми! У меня осталось много воспоминаний о времени, проведённом в составе "канониров". Петит, Гриманди, Виейра, Гарде – хорошие игроки, хорошее время, хороший тренер. Трудно сказать, где мне лучше, в 1998 году или в 2009. Мы же говорим о двух великих командах Англии. Если оценивать команду-мечту, в которой я когда-либо играл, то здесь я могу точно отметить "Арсенал", мадридский "Реал" времён победы в Лиге Чемпионов в 2000 году. К тому же, сборная Франции, победив на "Уэмбли" англичан в 1999, также не была плохой.
В момент Вашего нахождения в "Реале" доносились слухи, что некоторые испанские старожилы команды типа Рауля и Фернандо Йерро не были приветливы. Неужели это повлияло на Ваше решение не посещать
тренировки?
- В первый день моего приезда в Мадрид ни один футболист в раздевалке не вышел сказать мне "привет". Я получил время посидеть в одиночестве и подумать над тем, куда я вообще приехал и нужно ли мне что-то менять. Единственное, что я хорошо помню, как Самуэль Это О и Жереми Нджитап первыми пришли поздороваться со мной. Они сказали мне: "Будь осторожен, потому что мы знаем, что некоторые игроки команды отправились к президенту и спросили его о необходимости твоей покупки, когда в клубе уже есть Фернандо Морьентес".
После их слов, я выложил Самуэлю и Жереми своё отношение к этому, мне было неприятно находиться одному в компании пустой раздевалки. Мы поговорили ещё немного, Это О и Жереми поддерживали меня как могли, но с того момента я принял твёрдое решение не оставаться в Мадриде больше, чем на один сезон. В противном случае, "Реал" мог просто взорваться внутри из-за меня.
В том, что "Реал" в 2000 году завоевал Лигу Чемпионов, есть и ваш труд. Вы забивали в обоих полуфиналах в ворота "Баварии". Считаете, что время в Мадриде было проведено с толком?
- Несмотря на все вещи, которые происходили со мной на протяжении всего сезона, свой год в Мадриде я оцениваю хорошо. Я старался запомнить всё лучшее от "Реала": город, клуб – даже с учётом лицемеров, работающих там. К тому же, я выиграл с командой Лигу Чемпионов – один из самых важных турниров в мире. Кроме того, если вы помните, финал проходил в Париже, в моём родном городе, можете понять мои чувства теперь!
Родившись в Париже, пусть даже и в его пригороде, вы остаётесь уроженцем самого романтического города мира. Как складываются отношения с женщинами?
- Я не Донжуан! Конечно, у меня были романтические отношения с женщинами, как и у любого другого человека. В плане плотских отношений, футболисту легче найти себе парочку на ночь, ведь мы знамениты (смеётся). Для этого нужно только заработать немного! Если честно, то Париж – это место, где проживают самые красивые женщины в мире.
Ваш переход в "ПСЖ" был неожиданным. Поговаривали даже, что тогдашний тренер парижан Луис Фернандес был немного туповат по складу ума
- В моей жизни, этот переход означал новую страницу. Было приятно видеть в Париже много футболистов из пригорода, которые также начинали в трущобах. Руководство предпочитало менять тренеров каждые два месяца. Через три месяца после моего подписания, состав полностью поменялся в радикальном стиле. Именно поэтому я не заиграл там. Они (руководство – примечание автора) стремились поменять облик команды, но всё делали неправильно. Всего того, чего добился "Лион" в последние годы, мы могли достигнуть ещё в былые годы с "ПСЖ", потому что парижане обладали неординарными футболистами вроде Роналдиньо, Али Бернабиа, Джей-Джей Окоча, Лорана Робера, Бернарда Менди, Сильвена Дистена – потрясающий состав. Полагаю, что действительно у Луи Фернандеса было не в порядке с головой.
По какой причине Вы сменили религию на ислам? Это правда, что после принятия ислама Анелька намеревался продолжить карьеру на Ближнем Востоке?
- Жить на Ближнем Востоке? Нет, это просто слухи. Пресса раздула из моих слов целое предложение. Почему я принял ислам? Потому что это - именно та религия, тот жизненный путь, который мне наиболее подходит. Очень легко жить, понимая, что какие-то духовные ценности и морали не идут вразрез с твоими внутренними убеждениями. Это очень личное, я не привык говорить про религию так много, как сейчас. Просто, это часть моей личной жизни.
Как Вы сохраняете свою энергию и силы во время Рамадана?
- Я уважаю Рамадан, если это так, то человеку не сложно выполнять что-либо. Я несколько раз пытался держать пост, но замечал, что сразу после Рамадана, я получал тяжёлую травму. С того момента я сказал себе "стоп". Ничего другое не мешало мне держать пост, но две-три травмы на уровне мирового футбола могут поставить крест на моей карьере, поэтому я, как и большинство мусульман в мире, не соблюдаю со всей строгостью правила Рамадана. Вы же сейчас не будете говорить, что 50 процентов мусульман следят за своим рационом во время Рамадана? Полная глупость, потому что я прекрасно знаю о жизни мусульман вне 5-6 стран Ближнего Востока – у них полностью европейский склад ума, но никто не говорит, что они – не мусульмане.
Вы работали под руководством сильнейших тренеров. Кто из них лучший? Кевин Киган? Сэм Эллардайс или Арсен Венгер?
- Для меня, лучшим тренером навсегда останется человек по имени Андре Марелле, который работал со мной в Клерфонтейне (тренировочной базе сборной Франции – примечание автора). Он нашёл меня тогда, когда я выступал за команды района Троппе. Фактически, только он сделал из меня знаменитость. Каждый из трёх названных выше наставников велик по-своему.
Сейчас кажется, что форвард Анелька способен сыграть на любой позиции в атаке. Сильно ли изменилась Ваша тактическая привязанность с момента ухода из "Арсенала?
- Согласен, что теперь я более универсальный игрок, чем когда-то был. Знаете, мне очень понравился этот вопрос, потому что обычно людям интересно знать, как мне жилось в "Арсенале", но никто и никогда не спрашивает о моей тактической привязанности. Также многие говорят, что моя игра в "Арсенале" была лучшей. Это не совсем так. Я просто попал в отличный коллектив с отличными ребятами, но мой вклад в успех лондонской команды был минимальным. Считаю, что гораздо больше я сделал для становления "Болтона" и "Манчестера Сити". Самое главное, помимо титулов, что я извлёк из коллектива Венгера – действовать широко по всему периметру поля и адаптироваться под индивидуальный "рисунок игры" каждого специалиста.
Бергкамп, Дрогба, Рауль, Дэвис – Вы поиграли со многими большими звёздами, но есть ли среди них любимый партнёр?
- Нванкву Кану! По моему мнению, он один из лучших форвардов мира и никогда не транжирит попусту голевые моменты. Он – идеальный одноклубник по центру атаки. Когда он даёт пас, можете быть уверены, мяч всегда "ляжет" так, как нужно. Играть с ним в "Арсенале" было одним удовольствием. Он отдавал прекрасные передачи, помогал мне забивать мячи в Лондоне. Я действительно получал удовольствие, играя с Кану в одной команде.
Вы известны, как "Мистер не в духе". Когда вы смеётесь? Знаете вообще шутки?
- Я не знаю, кто и когда дал мне прозвище "Мистер не в духе". Что заставляет меня улыбаться? Много вещей, от которых я заливаюсь смехом. Если я слышу что-то весёлое, я начинаю улыбаться. Люди, которые меня не знают, не понимают, какой я на самом деле. Люди часто замечают, что я не улыбаюсь на футбольном поле. Я всегда говорю, что смеюсь во время гола, но вы предпочитаете не замечать это! Вот вы просто так можете идти по городу и смеяться? Я – нет! Мартин Лоуренс (американский актёр комедийного жанра – примечание автора) - один из тех людей, который всегда вызывает у меня смех.
Вы спрашиваете про шутки в моём арсенале? Пожалуйста: кенгуру заходит в бар и спрашивает, по какой цене продаётся Кока Кола. Бармен отвечает, что цена – 10 фунтов. "Десять фунтов за Колу?" – вопрошает кенгуру. "Это очень дорого, но я всё равно закажу у вас одну". Бармен принял заказ кенгуру, обслужил его по полному разряду и сел на своё место, наблюдая за тем, как кенгуру отпивает маленькими глотками свой напиток. Через несколько минут бармен подошёл к кенгуру: "Простите, что мешаю Вам, но я очень любопытный человек. Вы видите, что в баре кроме Вас, нет больше кенгуру?". Животное медленно подняло свои глаза и ответило бармену: "Хм, ещё бы… 10 фунтов за стакан Кока Колы…Я не удивлён!".