Полузащитник «Динамо» Дмитрий Хохлов рассказал о своих ощущениях от жизни в Москве, вспомнил о выступлениях за голландский ПСВ и испанский «Реал» из Сосьедада, а также признался, что немного опасается носить капитанскую повязку.
«Не скажу, будто Москва сразу мне понравилась, пару лет к нему привыкал. В Краснодаре жизнь другая – более спокойная, размеренная. Мама, например, ни в какую не соглашается переезжать сюда, хотя давно ее уговариваю и прошу. Нет – и все! Гостит у нас с удовольствием, но через какое-то время начинает собираться домой. Там у нее родная сестра, моя тетя, другие родственники, подруги. Мама долго работала бухгалтером, а перед выходом на пенсию устроилась почтальоном. Всегда помогал ей материально, продолжаю делать это и сейчас. А как иначе?
Женился в восемнадцать лет. Ульяна на год моложе. Поскольку к моменту подачи заявления в ЗАГС невеста не достигла совершеннолетия, требовалось согласие родителей. Сначала они пытались нас отговаривать, просили не торопиться, но потом поняли: напрасно тратят время и слова. Едва Ульяна окончила десятилетку, мы расписались. До этого учились в одной школе, но я шел классом старше. Первое время жена жила в Краснодаре, а потом перебралась с малышом в Москву. Пару лет провели на съемной квартире, пока не получили свою на Таганке. Такая радость, помню, была: собственное жилье! Это случилось незадолго до нашего отъезда в Голландию.
От Нидерландов остались самые положительные воспоминания. ПСВ постоянно участвовал в Лиге чемпионов, в национальном первенстве боролся за призовые места. В бытовом плане проблем не было. И материально я выиграл. Нравилось в Нидерландах все. Может, лишь климат там не самый комфортный, дождей и туманов многовато. Но через два года я покидал Эйндховен, разумеется, не из-за погоды. Возник конфликт с Эриком Геретсом. У нас сразу отношения не заладились. Тренер публично не слишком корректно высказался о русских, а я не стал сдерживаться и ответил. После чего услышал, что больше играть в этой команде не буду.
В той ситуации я не мог смолчать, поступить иначе. Сейчас, наверное, постарался бы как-то смикшировать конфликт, поговорил бы с тренером без свидетелей, а тогда рубанул с плеча. Ведь была задета не моя личная честь, а нанесено оскорбление стране. Посчитал долгом вступиться… Все, что ни делается, к лучшему. От переезда в Испанию я только выиграл. Замечательная страна!
Жизнь в Испании гораздо спокойнее, комфортнее. Мы там отпускали девятилетнего сына кататься на велосипеде и совершенно не волновались, когда он возвращался через три часа. В Москве ни за что не отважился бы на подобное. Плюс море, отличная экология, приятный климат, качественное питание. Все это важно для детей. К тому же Игорь обзавелся в Сан-Себастьяне настоящими друзьями, общался с ними по-испански, как я с вами по-русски, и совсем не жаждал расставаться. А сейчас сын из Москвы уезжать не хочет. Впрочем, мы никуда отсюда и не собираемся.
Не скажу, будто за пять с половиной лет так уж сильно отвык от местных реалий. Хотя, например, на уличную грязь трудно спокойно реагировать. Честно говоря, устал по три раза в неделю мыть машину и оттирать мокрой тряпкой обувь после каждого выхода из дома. В Испании никто не разувается, когда заходит к соседям. В этом нет необходимости. А у нас любого гостя сразу встречают тапками…
Еще не устаю удивляться тому, что в Москве, куда ни глянь, сплошные заборы, шлагбаумы и секьюрити. Понимаю, обстановка требует определенных мер предосторожности, тем не менее возникает чувство, будто попал на территорию, где за каждым углом прячется неприятель. Все шифруются, боятся друг друга. В этом смысле на Западе обстановка менее напряженная.
Отдельная тема – продукты питания. Постоянно приходится проверять дату на ценниках, чтобы не подсунули просроченный товар. За границей подобное исключено. И качество у производимого в России совсем иное. Этикетка может быть той же, что и за рубежом, а вкус другим. Покупаешь какой-нибудь «Актимель» или пиво известной марки и понимаешь: наглая подделка! Как говорят в Одессе, две большие разницы. Впрочем, пиво – полбеды, хуже, что повсеместно торгуют «левыми» лекарствами. Это настоящее преступление, за которое нужно строго наказывать. Да что рассказывать? Вы же здесь живете, все сами не хуже меня видите. Мы любим равняться на Европу, но почему-то часто берем пример не в том, в чем надо…
У меня не самые приятные ассоциации связаны с капитанством. Стоило взять повязку, почему-то каждый раз все заканчивалось травмой. Так повелось с юношеской сборной, потом повторилось во взрослой команде. Я тогда сломался в матче с эстонцами. А последний случай был года два назад, когда «Динамо» играло на Кубок России, и после замены Саши Точилина капитанские обязанности перешли ко мне. Буквально через пять минут потянул переднюю мышцу бедра и не закончил встречу. Невольно стал ловить себя на мысли, что лучше не рисковать с этой повязкой. Рассказал все тренеру, попросил не назначать капитаном, однако Андрей Николаевич ответил, что плохие традиции надо когда-то нарушать. На первый матч в новом качестве выходил с опаской, но постепенно успокоился. Видите, играю, все нормально», – рассказал Хохлов.