Как известно, 1-го февраля новым наставником сборной Украины был назначен Мирон Маркевич, а спустя несколько дней общественности стали известны и все его помощники. Пожалуй, наибольшее удивление вызвало пребывание в их рядах молодого белорусского специалиста Александра Хацкевича, ставшего, между прочим, в Украине первым иностранцем, который будет работать на столь важном посту.
— Александр, вы в курсе, что являетесь первым зарубежным наставником в украинской сборной?
— Нет. Хотя сам я не считаю себя чужим в вашей стране.
— Какой день стал для вас первым в новой должности?
— 5 февраля я написал заявление и практически сразу же приступил к исполнению своих обязанностей.
— Как вообще получилось, что вы оказались востребованным в тренерском штабе Мирона Маркевича?
— 1 февраля, когда состоялся Исполком ФФУ и был назначен главный тренер национальной команды, мне позвонил Юрий Калитвинцев и сказал, чтобы я 5-го числа был в Доме футбола. Там-то и произошла моя встреча с Мироном Богдановичем.
— Для вас такой поворот событий оказался неожиданным?
— Безусловно, для меня это было, мягко говоря, удивительно. Тем более что с Калитвинцевым на эту тему мы никогда не разговаривали.
— Но, в общем, отправляясь в Дом футбола, вы догадывались, что вам предложат одну из должностей в сборной Украины?
— Мне позвонил Калитвинцев и сказал, что со мной хочет переговорить Маркевич, тогда-то я и начал понимать, что и как. Ну а когда поступило конкретное предложение от Мирона Богдановича, то долго не раздумывал.
— Хорошо, а почему Маркевич остановил свой выбор на вашей персоне?
— Каждый наставник сам формирует свой тренерский штаб. Может, моя кандидатура рассматривалась наряду с несколькими другими. В общем, почему выбор пал на меня, лучше спросить у самого Мирона Маркевича.
— А раньше вы со своим нынешним начальником пересекались?
— Ну, как? Еще когда я был футболистом киевского «Динамо». Потом еще было дело на сборах, когда я уже выступал за минское «Динамо», а Мирон Богданович тренировал «Металлист». Мы жили в одной гостинице, каждый день здоровались, к тому же я внимательно наблюдал за тренировочным процессом харьковчан.
— Матчи против команд Маркевича в вашу бытность игроком киевлян чем-то запомнились?
— Очень сложно было играть против его коллективов на выезде, поскольку соперником практически всегда избиралась агрессивная тактика с акцентом на атаку.
— Если снова вернуться к выступлениям за «бело-голубых», то вы в команде были главным шутником и заводилой. Мне кажется, тренера с таким характером можно встретить редко. Или сейчас времена изменились?
— Ну, у меня были хорошие учителя (улыбается). Это и Юрий Максимов, и Дмитрий Михайленко. И что? Первый сейчас главный тренер «Кривбасса», а второй работает в структуре «Днепра».
Есть время, когда можно пошутить, а есть время, когда нужно и поработать. В команде может быть напряженная атмосфера, и нужно уметь снять это напряжение. Наставник должен знать, когда можно разрядить обстановку. Вообще в коллективе, считаю, всегда должно быть приподнятое настроение. Так ведь и работается лучше.
— А когда вы решили, что после окончания карьеры игрока посвятите себя тренерской деятельности?
— Когда из киевского «Динамо» переходил в минское. Тогда я еще хотел поиграть, но когда президент минчан Юрий Чиж предложил мне пост наставника, я, как и в случае со сборной Украины, долго не раздумывал. Решил попробовать, поскольку уже тогда готовился к тренерской работе.
— В чем заключаются обязанности Александра Хацкевича в сборной?
— На данный момент работа у всех одна и та же — это просмотр кандидатов в национальную команду.
— Я где-то слышал, что все наставники будут следить за своими игроками. Как это расшифровать?
— Уже имеется расширенный список футболистов, за которыми нужно наблюдать (хотя, понятное дело, если кто-то себя проявит, также попадет на карандаш тренерскому штабу сборной). У каждого из тренеров есть, так называемые, свои команды и регионы, где будут просматриваться исполнители.
— Ну и какие клубы за кем закреплены?
— Все зависит оттого, какие коллективы, где будут играть. К примеру, в первом весеннем туре я должен был быть в Запорожье на матче местного «Металлурга» с «Ильичевцем». В ближайший уик-энд я собираюсь в Полтаву...
— У вас присутствует волнение, ведь это большой прыжок по карьерной лестнице — от середняка белорусского чемпионата к сборной?
— Конечно. Для любого наставника приглашение на столь важный и ответственный пост — это шаг вперед в профессиональном плане. И в то же время это почетно — работать с лучшими футболистами страны.
— Не сложно будет перестраиваться? Ведь вместе с тем же Шовковским и Шевченко вы выходили на поле...
— Не вижу в этом никакой проблемы. Каждый из них профессионал. Подобное может случиться с любым бывшим футболистом. Жизнь продолжается, и на данном этапе нужно, чтобы было так.
— Не кажется ли вам, что на нынешнем тренерском штабе сборной Украины лежит двойная ответственность? Ведь команда не будет участвовать в отборочном раунде...
— Есть такое. Но не меньше это касается и футболистов, которым нужно будет пройти строгий отбор, чтобы попасть в сборную, которая предстанет в финальной части домашнего чемпионата Европы.
— Если обратить внимание на вехи вашей тренерской карьеры, то последней в вашем послужном списке значится работа ФК «Витебск»...
— С этим клубом у меня связаны не лучшие воспоминания, поскольку три тренера, в том числе и я, а также два футболиста длительное время находились в несколько неопределенном положении. Все дело в том, что и дисциплинарный, и арбитражный комитет ФФБ приняли решение о том, что мы были уволены не в соответствии с трудовым кодексом страны. И ФК «Витебск» долго не рассчитывался с нами за разрыв соглашений.
— У вас на родине ведутся какие-то разговоры, что вот, мол, Хацкевич не работает на благо Белоруссии, а помогает другой стране?
— Я уже давно живу в Украине и не могу сказать по этому поводу ничего конкретного. Знаю, что в тренерский штаб белорусской сборной должен входить хотя бы один местный специалист. Но в нынешнем году начнется второй отборочный цикл, в котором командой будет руководить Бернд Штанге, видящий только своих людей. Разве что с вратарями работает белорусский тренер Андрей Сацункевич.
— А сам белорусский футбол движется вперед?
— Безусловно.Это доказал и БАТЭ, который в прошлом сезоне участвовал в групповом раунде Лиги чемпионов, а в нынешнем достойно, учитывая, какие соперники у него были («Бенфика», «Эвертон» и АЕК. — Прим.авт.), выступил в Лиге Европы. К тому же наша молодежная сборная попала в финальную часть чемпионата Европы. Так что рост есть, хотя, конечно, и не такой, как того хотелось бы. Все ведь прекрасно знают, что в Белоруссии спорт № 1 — это хоккей, и государственного внимания ему уделяется намного больше, чем футболу.
— А вы следили за хоккейной сборной Белоруссии на прошедшей Олимпиаде?
— Конечно. И не только за хоккейной, получив лишнее подтверждение тому, что зимним видам спорта у нас в стране уделяется больше внимания, чем, к примеру, в Украине. Доказательством этого стали золотая, серебряная и бронзовая медали белорусских спортсменов, тогда как ваши олимпийцы обошлись на этот раз без пьедестала почета.
— Что бы вы хотели пожелать тренерскому штабу сборной Украины на ближайшее будущее?
— Считаю, что за национальную команду должны выступать сильнейшие футболисты, поэтому хотелось бы, чтобы за время, оставшееся до Евро-2012, мы не упустили ни одного таланта, который в будущем мог бы помочь Украине добиться поставленной цели...