День 12 апреля 2008 надолго запомнится полузащитнику киевского «Динамо» Олегу Гусеву.
В тот день в матче чемпионата Украины против симферопольской «Таврии» хавбек «бело-голубых» получил тяжелую травму, которая больше года не позволяла ему играть в полную силу.
Потребовались месяцы изнурительной работы на тренировках, чтобы Олег снова выходил в основном составе. По возвращении на поле его игра стала более зрелой, полезнее для команды и не менее результативной. За это время у Олега Гусева наладился неплохой контакт с прессой. Не исключение — официальный клубный журнал.
— Последствия тяжелой травмы, забравшей из твоей карьеры целый год, уже не беспокоят?
— Конечно, иногда нога дает о себе знать, например, когда реагирует на изменение погоды, но такое бывает уже не так часто, чем полгода назад. Сейчас уже практически не замечаю перепадов.
— Насколько трудно было возвращать себе былую форму?
— Вернуть прежнюю форму — это полдела. Главное было вернуть уверенность в своих силах, почувствовать игру.
— Прошлым летом на тренировочном сборе, наблюдая за партнерами, ты говорил: «Не понимаю, как они могут так резко двигаться»...
— Действительно, тогда я не мог понять, поскольку мне не то что бегать — двигаться тяжело было. В глубине души, конечно, понимал, что и я так смогу в будущем, но на тот момент мне казалось это чем-то нереальным.
— Раньше ты редко общался с журналистами, сейчас же больше внимания уделяешь представителям СМИ. Что стало переломным моментом в этом плане?
— Не сказал бы, что я раньше не общался с представителями СМИ. Когда был в хорошем настроении, никогда не отказывал ни в интервью, ни в комментариях после матча. Сейчас, наверное, появилось больше поводов и радостных минут для общения с журналистами (улыбается).
— При Юрии Семине ты играл не очень часто, а когда выходил на поле, мало напоминал себя прежнего. С чем это было связано — с недостаточными физическими кондициями или с психологическими проблемами после травмы?
— Думаю, со всем вместе взятым. Имелись и психологические проблемы, не было уверенности, и боль в ноге не позволяла играть в полную силу. Форму нужно было набирать через матчи, но трудно влиться в игровой ритм, когда ты в одном поединке участвуешь, а затем три пропускаешь.
— Можно говорить о недоверии со стороны тренера?
— Нет, я бы так не утверждал. Юрий Павлович мне доверял, но на тот момент у него в распоряжении были игроки, которые давали результат. Ведь тренер — не враг себе, поэтому включал в состав тех, кого считал более готовыми на тот момент.
— С приходом Валерия Газзаева ты стал действовать ближе к атаке, стал чаще забивать. Можно сказать, что нынешняя позиция оптимальна для тебя?
— Поскольку большинство своих игр в составе «Динамо» я провел на позиции правого линейного или защитника, то сначала, конечно, было интересно: игра разнообразилась, мои функции на поле несколько изменились. Возможно, именно поэтому сначала много забивал, но в течение сезона результативность упала, хотя хорошие моменты есть почти в каждой игре.
— Новый тренер — новые требования. Нововведения сказываются на тренировочном процессе, личной жизни футболистов?
— В плане личной жизни у всех тренеров одинаковые требования: профессиональное отношение к работе, заезды на базу за день до игры. Что касается тренировочного процесса, то изменения, конечно, есть. При Семине мы больше работали с мячом, Газзаев же особое внимание уделяет работе над скоростью и выносливостью. Очень много упражнений выполняем в одно касание, чтобы развивать скорость мышления.
— Как оценишь итоги первой части сезона — как для команды, так и для себя лично?
— Если говорить о себе, то начало было чуть лучше — я стабильно играл, забивал. Сейчас в этом плане чуть сдал, поскольку часто выхожу на поле со скамейки запасных — в основном это касается матчей Лиги чемпионов, ведь в национальном чемпионате больше играю в стартовом составе. Правда, Валерий Георгиевич говорит, чтобы я не переживал по этому и работал дальше.
— Харьковский «Металлист» закончил первый круг на втором месте. Как думаешь, это временное явление или харьковская команда уже созрела для конкуренции с двумя лидерами украинского футбола?
— До завершения чемпионата осталось довольно много туров, и я думаю, что чемпионство все же будет разыграно в противостоянии «Динамо» с «Шахтером». Впрочем, тот факт, что харьковчане закончили первый круг на второй позиции, считаю, заслуживает как минимум уважения.
— Переход Андрея Шевченко разнообразил атакующие действия команды?
— Действительно, Андрей может сыграть на любом из флангов, в центре. У тренера появилось больше возможностей варьировать составом. Но давать оценку мне трудно, ведь я не специалист. Мое дело — выполнять на футбольном поле то, чего требуют лично от меня.
— Обычно вместе с тобой на правом фланге играет Роман Еременко. Удалось сыграться, учитывая то, что номинально Рома также является полузащитником?
— Конечно, с каждой игрой наше взаимопонимание улучшается. На теоретических занятиях тренерский штаб рассказывает каждому, чего от него ждут и куда он должен бежать в той или иной ситуации, поэтому проблем с взаимопониманием не должно быть, кто бы ни играл.
— Кроме забитых мячей, на вашем счету и немало результативных передач. Если честно, что приятнее — самому забивать и помогать отмечаться партнерам?
— Не буду оригинальным, если скажу, что приятно как самому забивать, так и отдавать точный пас партнеру. Особенно если гол является победным. Тогда чувствуешь двойную радость.
— Насколько отличаются твои функции на поле в зависимости от соперника — играет «Динамо» против «Барселоны» или против одного из аутсайдеров чемпионата Украины?
— В принципе, никаких отличий нет. Мы всегда стараемся играть в свою игру, не подстраиваясь под соперника, который противостоит нам. Просто не всегда оппонент позволяет действовать так, как ты стремишься. Именно поэтому со стороны и кажется, что в чемпионате Украины одна игра, а в Лиге чемпионов — совсем другая, хотя установка на матч практически всегда одинакова.
— В Лиге чемпионов турнирная ситуация держала болельщиков в напряжении до последнего тура. Реально было рассчитывать на выход в плей-офф турнира?
— Валерий Газзаев говорил, что не просто реально — мы обязаны были выходить в весеннюю часть Лиги чемпионов. Если тренер так думает, почему мы не должны верить ему?
— Невыход команды даже в Лигу Европы — это для тебя разочарование?
— Перед последним туром мы были на четвертом месте, поэтому выход в Лигу Европы можно было бы расценивать как успех. Но если проанализировать наши матчи, сколько очков не досчитались, например, с тем же «Интером», то после 5-го тура мы должны были забронировать себе одно из двух мест в группе. Но случилось так, как произошло. Конечно, никакого удовольствия от результата нет. Это — неудача!
— Какой матч принес наибольшее разочарование?
— Конечно, домашняя игра с «Интером». Соперник воспользовался нашими ошибками и за три минуты в концовке матча буквально перевернул все с ног на голову.
— А какой поединок был самым сложным?
— Трудно выделить какой-то один. У нас не было легких матчей, и складывались непросто даже те игры, в которых мы добывали победы с крупным счетом.
— Отдельная тема — сборная Украины. Чего, на твой взгляд, не хватило нашей команде, чтобы квалифицироваться в финальную часть Кубка мира?
— Единственное, чего нам не хватило, — забить на один мяч больше, чем греки. Никаких других причин нашего поражения я не вижу.
— Трудно было после этого перестраиваться на матчи за клуб? Все же, «Динамо» также предстояло проводить важные поединки в чемпионате Украины и в Лиге чемпионов...
— Поскольку я получил травму именно в матче за сборную и не принимал участия в следующих играх, мне было легче, чем остальным игрокам. Ребята, конечно, заботились, но впереди была важная игра с «Шахтером», подготовка к которой позволила отвлечься от неприятных мыслей. А победа над главным соперником в чемпионате Украины вообще отодвинула неудачу сборной на второй план.
— Много специалистов, журналистов и рядовых любителей футбола называют выступление сборной Украины провальным. Ты соглашаешься с подобной оценкой?
— Если перед командой была поставлена задача выхода на Кубок мира, а мы не выполнили его, то я с такой оценкой согласен. Правда, можно подобрать более мягкую формулировку, но суть от этого не изменится.
— Как ты относишься к возможности назначения тренером национальной сборной иностранца?
— Это вопрос исключительно в компетенции руководства Федерации футбола. Независимо от того, отечественный специалист будет работать с национальной сборной или иностранец, я всегда с радостью поеду в расположение команды. Главное — соответствовать уровню национальной сборной, а под руководством какого специалиста работать, лично для меня нет разницы.