В беседе с 22-летним футболистом корреспондент попытался прояснить ситуацию с его возможным переходом в Барселону и поинтересовался мнением Чигринского о предстоящем сражении.
- Вашему участию в матче ничто не может помешать?
- Разве что какое-нибудь повреждение на тренировке, но я постараюсь его избежать.
- И все?
- А что еще может быть?
- Испанские газеты пишут, что Чигринский может не сыграть против клуба, в который готовится перейти со дня на день.
- Как любил говорить Штирлиц, тут нет связки. Какое отношение игра за Суперкубок Европы имеет к любому возможному повороту в судьбе отдельного взятого игрока? В спортивной сумке, которая приехала со мной из Донецка, - две пары бутс и вся экипировка, необходимая для того, чтобы в пятницу в составе Шахтера выйти на поле стадиона Луи II, на котором, кстати, я еще ни разу в жизни не играл. Все мои мысли сейчас заняты только предстоящей игрой и больше ничем.
- Тем не менее, испанцы утверждают, что трансферный маховик набрал полные обороты, и остановить его уже невозможно. Называется сумма отступных в 25 миллионов евро, которую якобы согласна заплатить горнякам Барселона, а также озвучена ваша готовность пойти на уменьшение зарплаты в каталонском клубе ради осуществления мечты.
- (Улыбается). Даже так? Лично я ничего подобного не озвучивал. В этом опять же отсутствует логика. Великая Барселона приглашает футболиста и предлагает ему зарплату, которая меньше, чем он получал в предыдущем клубе? Кто-то полагает, что такое возможно? Впрочем, для меня самого, поверьте, это не первостепенный вопрос.
- Рассуждая о матче в Монако, многие подразумевают, скорее, не слишком необременительное шоу в исполнении двух команд, нежели бескомпромиссную, с полной выкладкой, битву за трофей. Вы согласны?
- Нет, конечно. Больше скажу: подобный подход даже несколько оскорбителен для обоих клубов и футбола в целом. В такой игре не должно быть ничего, что лишилобы ее соревновательного смысла. Суперкубок УЕФА - мостик, связывающий Лигу чемпионов и Кубок УЕФА. По большому счету, Шахтер делает в Европе лишь первые уверенные шаги, и каждый трофей на этом пути для нас - это нечто невероятное.
- Для Шахтера - может быть. А для Барселоны, вроде бы уже пресытившейся победами в этом году?
- С великим клубом так не бывает. Он потому и великий, что пресыщенность победами его игрокам неведома.
- Шахтер, несмотря на бесспорный европейский успех, к сонму великих пока не относится. Какие предматчевые аргументы в пользу донецкой команды вы могли бы привести?
- Любой аргумент будет носить достаточно условный характер. Ну, например, мы уже провели четыре матча в чемпионате страны и столько же в еврокубках, в то время как Барселона сыграли лишь дважды - в Суперкубке Испании с Атлетико. Кроме того, футболисты Шахтера вправе, наверное, тешить себя позитивными воспоминаниями: в новейшей истории мы с каталонцами встречались четыре раза, и Барселона не имеет преимущества: каждый клуб одержал по две победы. Наконец, матч за Суперкубок УЕФА проводится на нейтральном поле, что тоже в какой-то степени уравнивает шансы команд. Точнее сказать, нивелирует психологическое превосходство Барселоны, которое ей было бы гарантировано на Ноу Камп. Но, повторяю, все эти рассуждения носят условный характер, и не стоит их воспринимать слишком серьезно. Особенно, когда речь идет о таком сопернике, как Барселона.
- Что может противопоставить каталонцам Шахтер в игровом плане?
- Во-первых, опыт, накопленный за последние годы. Во-вторых, доскональное знание соперника. Начиная с понедельника, тема теоретических занятий у нас одна: Барселона. Досконально изучаем команду в целом и каждого ее игрока вотдельности. Осведомлен - значит, вооружен.
- Самюэль Это'О недавно перешел из Барселоны в Интер, а Златан Ибрагимович проделал обратный путь. На ваш взгляд, такой обмен форвардами можно считать эквивалентным?
- Ответить на этот вопрос могут только тренеры и болельщики обоих клубов, и то не сразу. Единственное, о чем можно толковать наверняка: речь идет о двух нападающих мирового уровня, хотя и разных по манере игры.
- В чем разница? Вам должно быть это известно по собственному опыту: против Это'О вы играли в прошлом сезоне в Лиге чемпионов, а с Ибрагимовичем сходились на поле в товарищеском матче сборных Швеции и Украины.
- Это'O, можно сказать, хрестоматийный забивала: взрывной, с врожденным чувством гола. Он был очень органично встроен в игровую схему Барселоны, поэтому устраивал любого тренера, становившегося в последние годы у штурвала каталонской команды. Ибрагимович - форвард иного плана. В его действиях больше разнообразия: может сыграть и в оттяжке, и в подыгрыше, не говоря уже о могучих ударах с обеих ног и преимуществе в росте, позволяющем шведу уверенно чувствовать себя в воздушных боях. Суперкубок УЕФА для тренеров Барселоны - можно сказать, супервозможность проверить Ибрагимовича в серьезном деле.
- Причем, одним из тех, кто может помочь им в этом, собирается стать центральный защитник Шахтера Дмитрий Чигринский. Пока еще Шахтера.
- Да, собираюсь. А насчет пока - поживем, увидим.
- Если вам все же суждено перейти в Барселону, не опасаетесь повторить судьбу Александра Глеба? В Арсенале белорус был одним из лидеров, а в каталонском клубе толком так и не заиграл и теперь оправлен в аренду в Штутгарт.
- Разумеется, для себя ничего подобного я бы не хотел, хотя возраст (7 ноября Чигринскому исполнится 23 года. - Прим. Ю.Ю.) оставляет время для вынужденных маневров. Кроме того, не нужно расценивать слово аренда, как приговор. В чем я однажды убедился на собственном опыте.
- Напомните, как это было?
- Еще не имея серьезного опыта выступлений в высшей лиге, я в 2004 году несколько месяцев залечивал травму бедра, и принявший Шахтер Мирча Луческу сказал, что при всех симпатиях ко мне, не может гарантировать постоянное место в составе. Мистер посоветовал время даром не тратить и пойти в аренду в запорожский Металлург, тем более что эту команду тренировал тогда Валерий Яремченко, у которого я дебютировал в Шахтере в 17-летнем возрасте. Правда, Яремченко в Запорожье вскоре сменил Вячеслав Грозный, однако мне от этого хуже не стало. Наоборот: именно у Грозного я постиг ключевые тактические премудрости игры центрального защитника, а самое главное - снова поверил в себя. К Луческу вернулся в 2005-м совсем другим человеком, и с тех пор старался расти вместе с Шахтером.