«Кака? Да как с таким именем можно вообще в футбол играть?»
История знает немало случаев, когда из-за близорукости доморощенных селекционеров мы лишались возможности лицезреть будущих звезд мирового футбола под маркой первенства Украины. «Новая» решила вспомнить о самых ярких подобных примерах.
У Видича таланта не увидели
На заре 2000-х первые обильные трансферные всходы украинские клубы стали собирать с балканских нив. В дальнейшем благодатный полуостров снабдил наш чемпионат такими неординарными личностями, как Горан Гавранчич, Йерко Леко, Звонимир Вукич, Дарио Срна, Марко Девич, Огнен Вукоевич. Но пуще впечатляет список мастеров, некогда рвавшихся в Киев и Донецк, но так и не встретивших ответных чувств со стороны отечественных грандов.
Например, один из лучших центральных защитников современности серб Неманья Видич дважды искал счастья в Украине. Лет шесть назад его не оценили кадровики «Динамо», посчитав стоимость в миллион долларов слишком высокой для медленного и неуклюжего, по их мнению, гренадера. Спустя год уже «Шахтер» отнес его к бесперспективным из-за невесть откуда взявшихся проблем со спиной. Менее переборчивым оказался московский «Спартак», вовремя разглядевшие недюжинный потенциал отвергнутого серба.
В итоге Неманья провел два блестящих сезона в России, откуда за 10 миллионов долларов отправился в «Манчестер Юнайтед». Но стоит вспомнить, что «перед» Видичем приезжал к «спартачам» Роберто Карлос, а они «не рассмотрели» бразильского челнока. В «МЮ» обнаружилось, что скорости Видича вполне хватает, чтобы усмирять парней вроде Дидье Дрогба, Фернандо Торреса, Робина ван Перси, Андрея Шевченко, Робиньо и прочих. Да и якобы слабая спина не мешает успешно бодаться со здоровяками калибра Эмила Хески или Николя Анелька. Немало пота и крови он пожертвовал ради того, чтобы «красные дьяволы» трижды утерли всем нос в Англии и раз — в Европе, выиграв в 2008 г. Лигу чемпионов. Но его футбольный подвиг не остался без внимания. Неманья — завсегдатай всевозможных символических сборных. И неудивительно, что его настойчиво зазывают гиганты типа «Реала», «Милана» и «Барселоны», каждый из которых готов раскошелиться как минимум на 30 миллионов евро.
Впрочем, далеко не одного Видича прохлопали наши клубы. Как поведал однажды бывший спортдиректор «Динамо» Леонид Буряк, им понапрасну предлагали свои услуги чуть ли не половина сборной Хорватии, считающаяся нынче одной из сильнейших в мире. Так, изумительный организатор Лука Модрич когда-то мог облачиться в сине-белые цвета за сущие копейки, но в Конча-Заспе посчитали его недостаточно фактурным. Попросту говоря, хиловатым. А когда выяснилось, что тщедушный парнишка — один из лучших в своем амплуа на всем континенте, динамовский кошель уже оказался слишком мелким для борьбы за него. Больше шансов в игре финансовыми мускулами было у «Шахтера», но и горняцкие стратеги не сложили ему цену. А вот английский «Тоттенхэм» ничтоже сумняшеся выложил за Луку 20 миллионов евро, и еще ни разу об этом не пожалел.
В свое время «Динамо» могло почти за символическую компенсацию приютить не последних ныне в английской премьер-лиге Ведрана Чорлуку («Тоттенхэм»), Бранислава Ивановича («Челси»), а также бразильского хорвата Эдуардо да Силву («Арсенал»). Последнего, к слову, предлагали и «Шахтеру», однако, как и в случае с Модричем, что-то не срослось.
Некиевский Глеб
Бдительное око украинских скаутов не раз останавливалось и на воспитанниках стран, еще два десятилетия назад имевших с нашей общую судьбу. Конечно, не всякий из них пришелся ко двору. А впоследствии доморощенные мастаки селекции лили горькие слезы по поводу некоторых ими же забаллотированных кандидатов.
Пожалуй, самый яркий пример — Александр Глеб. Тогда еще полузащитник БАТЭ и юношеской сборной Беларуси встал пред очи Валерия Лобановского и его помощников в 2000-м. Как позже признавался несостоявшийся динамовец, особой заинтересованности в своих услугах он не ощутил. «Команда почивала на лаврах после выхода в полуфинал Лиги чемпионов, и к молодым новичкам отношение было, мягко говоря, не очень дружелюбным. Хотя, признаться, я всегда мечтал поработать с Лобановским. Он был настоящим профессором футбола», — вспоминал Саша.
В свою очередь очевидцы киевских смотрин Глеба утверждали, что расхваленный белорус не сумел продемонстрировать хоть что-либо внятное и заслуженно отбыл восвояси. Как бы там ни было, а за огранку борисовского алмаза с радостью взялись в «Штутгарте». И со временем тот так засверкал, что оказался в одной из самых изысканных коллекций мира — «Арсенале» Арсена Венгера. А вскоре вообще занял достойное место в лучшем на сегодняшний день собрании футбольных драгоценностей — «Барселоне».
Приблизительно в тот же период сменить провинциальный Волгоград на Киев был не прочь российский нападающий Роман Павлюченко. Однако и он не сумел заслужить проходной балл у динамовской приемной комиссии. В итоге — транзитом через московский «Спартак» — приволжский стрелок нашел пристанище в лондонском «Тоттенхэме», до этого снискав славу одного из лучших форвардов Евро-2008. Более свежий случай произошел со вчерашним новобранцем «Челси» — Юрием Жирковым, купленным у ЦСКА за 21 миллион евро. Всего несколько лет назад он безуспешно терзал газоны Конча-Заспы, однако заслужить одобрение высокого жюри тоже не сумел.
Аналогичная история — только уже в «Шахтере» — приключилась с одним из лидеров атак неслабой сборной России Дмитрием Сычевым. Причем парень предпринимал несколько попыток убедить горняков в своей профпригодности. Но тщетно. Видимо, при бывших тогда в наличии Андрее Воробье, Алексее Белике и Брандао ему ничего хорошего в Донецке не светило…
Патовая селекция
Основным поставщиком квалифицированной рабочей силы украинским грандам, естественно, является Бразилия. С обоих амазонских берегов к Днепру и Кальмиусу струится нескончаемый ручей талантов — больших и не очень. И, вероятно, не так и просто в этом зачастую мутном потоке выудить всю стоящую рыбу. Хотя, может, проблема в первую очередь — в рыболовах?
Судить вам. Например, в 2002 г. киевскому «Динамо» предложили за полтора-два миллиона долларов малоизвестного, но жутко одаренного плеймейкера. Но, как это часто бывает, у столичных рецензентов вызвала вопросы видимая хрупкость соискателя комплекта формы с литерой «Д». Точку в деле поставил тогдашний наставник команды Йожеф Сабо. «Кака? — переспросил он. — Да как с таким именем можно вообще в футбол играть?»
Как выяснилось, имя в данной сфере не помеха. Спустя год вундеркинд за семь миллионов долларов перешел в «Милан», где завоевал все мыслимые титулы и награды. В том числе Кубок чемпионов, скудетто и звание лучшего игрока Европы и мира. А уплаченные этим летом мадридским «Реалом» 67 миллионов евро — красная цена осмеянному проницательным Сабо гению.
Бывший партнер Кака по «Милану» и нынешний, по сборной Бразилии, Пато совсем недавно готовился тешить своими финтами украинскую публику. Причем он мог оказаться как в «Динамо», так и в «Шахтере». Цена вопроса на тот момент составляла 10 миллионов евро. Киевляне соглашались на восемь, а дончане просто предпочли купить за полтора закадычного товарища и однокашника Пато — Луиса Адриано. Сейчас же «Челси» предлагает за шустрого форварда 60 миллионов евро, но даже за такие деньги «Милан» не собирается расставаться со своим ведущим игроком.
Идем дальше. Когда-то действующие чемпионы Украины дали от ворот поворот и таким именитым кудесникам мяча, как Адриано и Лиедсон. Затем первый долгое время считался лучшим нападающим итальянского чемпионата. А за вторым уже много лет ведет охоту дюжина суперклубов, хотя и лиссабонский «Спортинг» не прочь подольше собирать голевые дивиденды с его незаурядных талантов.
В 2004 г. перед «Динамо» встала непростая дилемма. Команде понадобился еще один форвард, а подходящих вариантов было целых два — крепыш из «Сан-Паулу» Клебер и стиляга из «Палмейраса» Вагнер Лав. Киевляне выбрали первого, и снова попали пальцем в небо. Пока Клебер боролся с лишним весом, нелетной погодой и динамовской дисциплиной, Вагнер Лав в составе московского ЦСКА забивал в финале Кубка УЕФА, колотил мячи в российском первенстве и обживался в сборной Бразилии.
На данный момент перед переросшим уровень соседней премьер-лиги бомбардиром открыты двери «Челси» и «Манчестер Сити», «Лиона» и «Штутгарта», равно как и других именитых клубов. Тогда как Клебер, так и не ставший своим в Украине, отбыл на родину в качестве частичной компенсации за новую динамовскую надежду — Гильерме.
Есть примеры, когда легионеры все же не напрасно гоняли мяч в Украине, затем перейдя в клубы других стран за приличную компенсацию (Каха Каладзе, Яя Туре, Чиприан Марика, Элано Блумер, Стипе Плетикоса, Милан Йованович и худо-бедно Франселино Матузалем, за которого «Сарагосе» все же придется вернуть «бабки» в кассу «Шахтера»). Приведенная автором тенденция, несомненно, существует. Однако помимо селекционных недочетов со стороны украинских клубов можно учесть сомнения самих предлагавшихся нам игроков, мол, стоит ли окунаться в реалии страны, где правила игры для общества трактуются ветвями власти не так, как в Евросоюзе.