«Руководство Футбольного клуба Министерства внутренних дел России готовит жалобу в генеральную прокуратуру РФ на грубые нарушения, которые были допущены в ходе обысков в офисе клуба сотрудниками Следственного комитета прокуратуры России (СКП) и сотрудниками ФСБ. Эти нарушения привели к полной парализации деятельности клуба», - заявил на состоявшейся сегодня пресс-конференции председатель правления ФК МВД России Андрей Владимирович БАСОВ.
«В среду 17 июня в помещение ФК МВД России вошли 10 сотрудников в штатском и следователь Следственного комитета при прокуратуре РФ. Ими было предъявлено постановление о проведении следственных мероприятий, а именно обыска, в результате которого была изъята вся финансовая документация клуба», - напомнил хронологию событий Андрей Басов. В постановлении говорилось, что обыск проводится в рамках расследования уголовного дела о хищении крупной денежной суммы в сентябре прошлого года в аэропорту «Внуково». На днях были задержаны начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД Москвы на воздушном и водном транспорте МВД России и два оперуполномоченных, подозреваемые в этом преступлении. По версии СКП, похищенные деньги «возможно, использовались для финансирования деятельности Футбольного клуба МВД».
«Мы не вправе комментировать следствие. Это не наша прерогатива. Главная вещь, которую я хочу донести: мы на стороне закона. Но мы хотим, чтобы и к нам относились с точки зрения закона. Согласно УПК, во время следственных мероприятий должен быть составлен протокол изъятия, где четко прописывается, что изымается по листам. При этом должно сохраняться право оставить копии изымаемых документов. Я уже не говорю о том, что в клубе должна была остаться копия постановления об обыске. В среду сотрудники ФСК и СКП нарушили все эти правила. Выемка документации выглядела довольно оригинально: открывался шкаф, из него выгребались документы и грузились в коробки. После того как генеральный директор клуба Сергей Лопатин вместе с главным бухгалтером обратился к следователю с просьбой составить нормальную опись документации, произвести опечатывание документации и предоставить нам право сделать ксерокопии изымаемых документов, прозвучала фраза о том, что им «некогда этим заниматься. Потом началось изъятие электронных носителей. Например, сервер, который был установлен в апреле 2009 года (подчеркиваю, постановление об обыске связано с уголовным делом 2008 года), тоже им понадобился. Забрали и ключи банковские. А напоследок произошло самое интересное. Когда нашему генеральному директору предоставили протокол об обыске, он заявил, что такой протокол он подписывать отказывается. Следователь в присутствии понятых, фамилии которых мы до сих пор не знаем, не подписал протокол об отказе, а просто развернулся и ушел. В результате, на сегодняшний день мы не имеем ни одного документа, подтверждающего, что изъято, на основании чего изъято, и кем изъято», - заявил журналистам Андрей Басов. По его словам, такое поведение следствия может дорого стоить футбольному клубу: «На сегодняшний момент мы с трудом пытаемся прикинуть, что было погружено и увезено, а именно какая документации и за какой год. Встает еще другой вопрос: рано или поздно нам предложат забрать изъятое. А что мы будем забирать? Папки или динамит с кокаином?».
Журналистов интересовало, почему деньги, украденными некими сотрудниками МВД, не имеющими к футбольному клубу никакого отношения, почти год назад пришли искать именно в клуб. «Я сегодня в новостях прочитал: в Вологодской области задержаны четыре сотрудника милиции и ГАИ за взятки. Я крайне удивлен, что в этой истории не прозвучал Футбольный клуб МВД России. Если кому-то очень хочется, то привязать к имени ФК МВД, можно все что угодно. А если серьезно, то даже юридически такой связи быть не может. За всю историю клуба пожертвований от частных лиц было от силы раза четыре. И мы этих людей знаем поименно. Недавно задержанных людей среди них нет. Сумма, о которой идет речь, у меня вызывает недоумение. Получается, кто-то что-то где-то украл и как Робин гуд принес в Футбольный клуб? Мягко говоря, странно. А если жестче, то это похоже на провокацию», - заявил журналистам Андрей Басов, пояснив, что главными источниками финансирования клуба являются пожертвования и ежегодные взносы участников некоммерческого партнерства, коим является футбольный клуб. «За период 2008-2009 г.г. средств, получаемых клубом напрямую от МВД, не было ни копейки. Я подчеркиваю, никаких средств от МВД России или аффилированных структур, клуб никогда не получал. У нас есть учредители, причем это такие же некоммерческие партнерства: Совет ветеранов Центрального аппарата МВД РФ, благотворительный Фонд при Центральном аппарате МВД РФ. В 2009 году для усиления финансирования в связи с переходом клуба в первый дивизион Первенства России по футболу и для создания более плотной финансовой подушки было принято решение о расширении учредителей и тогда в состав учредителей партнерства вошли три коммерческие структуры: Русская пароходная компания на паях, KMP Group, Intercity. Финансовых вливаний, связанных с именем МВД, у нас нет, не было и не будет», - заявил Андрей Басов.
У журналистов возник вопрос, почему тогда Футбольный клуб носит им «МВД РФ», дело в том, что есть распоряжение за подписью министра МВД генерала армии Рашида Нургалиева от 27 августа 2007 года о создании Футбольного клуба МВД России: «В целях усиления пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди сотрудников аппарата МВД предлагаю:
- Для организации юридического оформления создания футбольного клуба МВД образовать рабочую группу.
- Разрешить использование при регистрации Футбольного клуба название МВД России».
«То есть ФК МВД РФ - это лишь бренд, который предусматривает пропаганду спорта и действительно улучшение имиджа сотрудника милиции. Для этого, к примеру, мы планируем в ближайшее время провести товарищеский матч с футболистами Абхазии. В прошлом году наша команда играла с командой колонии для несовершеннолетних. Один из наших партнеров 1 июня от имени ФК МВД России передал в ГУВД Москвы подарки для детей. Мы встречаемся с детьми, проводим матчи, работаем с детско-юношеской спортивной школой и т.д. Ведь, по моему мнению, бренд МВД ко многому обязывает. Например, не может коньячный завод быть спонсором Футбольного клуба МВД. Не можем мы себе этого позволить», - рассказал Андрей Басов.
Одновременно он опроверг параллели, проводимые некоторым средствами массовой информации, между сентябрьским преступлением, Футбольным клубом МВД России и его нынешним президентом и начальником Департамента по обеспечению правопорядка на транспорте МВД РФ Вячеславом Владимировичем Захаренковым. «Мы крайне были удивлены тем, что в прессе появилась информация, что президентом клуба на период 2008 года, когда было совершено преступление, являлся Вячеслав Владимирович Захаренков. Поясняю, согласно уставу клуба президентом клуба является первый заместитель министра внутренних дел. На период до августа 2008 года это был герой России генерал-полковник милиции Александр Александрович Чекалин. До августа – Михаил Игоревич Суходольский. Только в 2009 году в связи с загруженностью первого заместителя министра было принято решение внести изменения в Устав клуба с тем, чтобы дать право правлению клуба выбирать президента. 20 марта 2009 года решением правление было предложено Захаренкову Вячеславу Владимировичу стать президентом клуба», - разъяснил журналистам Андрей Басов. При этом он уточнил, что президент клуба – это общественная должность. К финансовому управлению клубом она не имеет никакого отношения. Право подписи на финансовых документах некоммерческого партнерства имеют только генеральный директор и председатель правления.
На вопрос журналистов, кому может быть выгоден скандал вокруг Футбольного клуба МВД России Андрей Басов не дал четкого ответа: «Если из уст сотрудников СКП льется бездоказательная информация и она печатается в СМИ, значит, кому-то это выгодно. Ведь подобные заявления делают официальные лица. Понятно, ведь, что если бы такое произошло с Футбольным клубом «Ромашка», никто бы не обратил внимания. А когда речь идет о Футбольном клубе МВД…» Представители в свою очередь СМИ, предположили, что ФК МВД России мог стать жертвой системного противостоянии, то есть противостояния между силовыми ведомства. Свою версию также высказал присутствовавший на пресс-конференции член правления ФК МВД России и председатель Совета ветеранов Центрального аппарата МВД России Илья Николаевич Стороженко: «Частично этот кавалеристский наскок на Футбольный клуб МВД России я бы объяснил критикой президента Владимира Путина в адрес ФСБ и прокуратуры в том, что мало результативности в борьбе с коррупцией, в судах нет уголовных дел и т.д. Не исключено, что таким образом оперативники и следователи попытались реализовать те уголовные, дела которые год и два лежат без движения».
Наиболее болезненным вопросом, по понятным причинам, оказался вопрос о дальнейшей судьбе клуба и его команде. «У любителей футбола и в Профессиональной футбольной лиге сразу возник вопрос: состоится ли очередной матч в рамках Первенства России по футболу с ФК «Чита»? Мы приложим, максимум усилий, чтобы матч состоялся. Сейчас мы продумываем варианты финансирования этого матча, так как мы принимающая сторона в этом матче: это затраты по гостинице, по транспорту и т.д. Будет не просто на восстановление финансово-хозяйственной деятельности нам понадобится как минимум два месяца, - сказал Андрей Басов. – В целом, ситуация как натянутая струна. Лопнет струна или мы вернемся в нормальное состояние, пока сказать не могу. Очень надеюсь, что правда восторжествует и мы справимся с этим кризисом. За честь и репутацию клуба мы будем бороться до конца».