Чемпионат Европы по футболу — явление глобальное. На таких событиях ведущие роли играют знаменитости стран-хозяек турнира. Самый известный украинский футболист современности Андрей Шевченко, который недавно возобновился после травмы спины, не собирается преждевременно заканчивать карьеру и ждет шанса, чтобы снова радовать нас выступлениями в основном составе своего клуба. Сам Андрей осторожно относится к перспективе сыграть на Евро-2012, однако выступать на высоком уровне еще, как минимум, два года собирается. А что там остается до того Евро? Всего-то три года! Поэтому участие Шевы в матчах финального турнюра не стоит исключать.
Что за травма не давала тебе играть после Нового года?
- Повреждение передних мышц бедра. Это рецидив старой травмы.
- Из-за нее ты, пропустил миланское «дерби». Победу «Интера», в пользу которого судья ошибся трижды, считаешь закономерной?
- Спорные моменты, конечно, были, особенно тогда, когда Адриано забивал рукой, плюс два не назначенных пенальти в ворота «Интера»: эти эпизоды изменили рисунок игры и, соответственно, отобразились на результате. Вообще, считаю, что обе команды продемонстрировали несвойственный итальянскому «катеначчо» открытий футбол. И «Милан», и «Интер» очень хотели выиграть, поэтому рисковали. Моя команда создала под конец игры достаточно моментов и вполне могла рассчитывать на ничью. Но это — футбол…
- Фото нападающего «Интера» Адриано, который рукой забивает первый гол, на следующий день было помещено на первых страницах всех спортивных газет Италии.
- Эпизод, когда после подачи Майкона, мяч сначала попал в голову Адриано, потом в его руку, а уже от нее в ворота, был очевиден для всех. Просто в динамике игры судье всегда тяжело вынести правильное решение. На повторе легко было увидеть, что мяч попав в руку и, что другим образом он бы не оказался в воротах. Да, это — ошибка судьи.
- При этом не кого-либо, а самого Розетти, которого считают лучшим в Италии и одним из лучших в Европе…
- Что тут скажешь, каждому человеку свойственно ошибаться. Нужно анализировать ситуацию: что видел арбитр, правильную ли позицию он выбрал. Очевидно, неправильно выбранная позиция как раз и не позволила ему разобраться в ситуации и принять правильное решение.
- Говоря об игре «Интера», тебе не кажется, при Моуриньо этот клуб стал напоминать «Челси»?
- Да, это действительно, типичная игра для команд Моуриньо — силовой футбол с долгими передачами на нападающих, мало комбинаций, больше борьбы.
- Собственно, этот атлетический футбол и победил …
- Не согласен, что они победили нас в обще-годичном противостоянии, ведь в первом, «домашнем» матче победил «Милан» (1—0). Так что, по кубковой системе преимущество на нашей стороне.
- Итальянская пресса уже безапелляционно заявляет о том , что «Интер» выиграл чемпионат. ты согласен с этим?
- В сложившейся ситуации, потерять «скудетто» может только сам «Интер», если, скажем, попадет не просто в черную полосу, а в какую-то психологическую яму и проиграет несколько игр подряд, одну за другой. А так, я согласен, что чемпионство фактически в их руках.
- Что касается твоего психологического состояния, то возвращение в Милан поменяло его в сторону ощутимого улучшения, ведь после Лондона ты психологически выглядел не очень…
- Я был в плохом не психологическом, а физическом состоянии: за последний год я перенес две операции, в том числе очень тяжелую операцию на спине. Именно эти проблемы и определили мое состояние.
- Частые травмы в Лондоне стали следствием специфических тренировок в «Челси»?
- Не могу назвать эти тренировки специфическими, но фактом является то, что, ровно год тому назад я получил травму спины, после которой меня оперировали дважды и только теперь я немного возобновился. Последний год в Лондоне вообще был очень тяжелым для меня.
- Впрочем, и первый год в «Челси» никак не назовешь идеальным. Почему не удалось сыграть в Англии так, как ты играл в Италии?
- Как ни банально это звучит, причина все та же — травмы. Чтобы там не писали, именно они всему причина. Смотри сам: за месяц до завершения своего первого сезона в «Челси» я получаю травму, которая выбивает меня из последних решающих игр сезона — ответного матча полуфинала Лиги чемпионов, а также финалов Кубка Англии и Кубка Лиги. Если бы не эта травма, у меня был бы просто хороший конец сезона после плохого его начала. А так, я травмировался, лечился все е межсезонье и начало следующего сезона, потом отыграл 5 месяцев и вот, получил травму спины, которая выбила мене на еще более продолжительный период времени, чем предыдущее повреждение. Попробуй показать себя, если ты все время плохо себя чувствуешь! Собственно, это то, что случилось со мной в Англии.
- Здесь надо было вспомнить, что и начинал британский период карьеры ты тоже после травмы, которую получил в конце чемпионата Италии-2006.
- Да я вообще отыграл чемпионат мира 2006 практически на одной ноге! Приехал в Англию после 15 дней отдыха, даже не успел восстановиться. Начал тренироваться, а проблема, связанная с больным коленом, все еще существовала. Поэтому, первые четыре месяца в Англии были очень тяжелыми, но в целом первый сезон я провел неплохо: забил 14 мячей, отдал 12 голевых передач, принял участие почти во всех важных играх. И вот, когда пришло окончание сезона и надо было выступить в решающих поединках — получаю травму и все — операция и сезон закончены преждевременно. Про следующий сезон я уже рассказывал. Кстати, сезон 2007/2008 тоже доигрывал, преодолевая боль. Нужна была операция, но поскольку все игры были очень важные, я не хотел их пропускать. Однако, ни к чему хорошему это не привело: в межсезонье мне опять сделали в Англии операцию. Спина была очень «тяжелая», я не то, что бегать не мог, мне ходить было больно.
- Что-то Туманный Альбион совсем для тебя нефартовый: только стоило набрать форму, как получаешь травму, опять набрал форму — опять травма. Как будто сглазили. К гадалке не обращался?
- Да нет, я в такие вещи не верю. Не знаю, почему так случилось. Просто так случилось, теперь главное восстановить форму.
- После возвращения в Милан ты морально почувствовал себя лучше?
- Да, сразу же. Такое впечатление, как будто я и не уезжал: словно время остановилось. Все же я играл в этом клубе на протяжении 7 лет, выиграл тут все, что можно, стал лучшим футболистом. Это мой родной клуб. Такой же родной, как и «Динамо» (Киев). Правда, «Динамо» все-таки чуть-чуть роднее.
- Но «Динамо» не сможет предложить тебе соответствующих условий для окончания карьеры. Во всяком случае таких, к которым ты привык…..
- Дело не в условиях. Во всяком случае, я не требую каких-то особенных условий. Просто сейчас у меня контракт с «Миланом» и я никогда не люблю забегать наперед. ты знаешь, что у меня очень хорошие отношения с президентом киевского клуба, Киев — мой родной город, Украина — моя родина, здесь мои болельщики. Но пока я просто не думал на предмет возвращения в Киев.
- В «Милане» ты — в аренде. В следующем сезоне хочешь вернуться в Лондон или остаться в Милане?
- (После длительной паузы). Если честно, то я теперь наперед не думаю о таких вещах. Прежде всего, хочу дождаться окончания сезона, а там думаю, все решиться. Хотя, буду откровенным, хотел бы закончить карьеру в «Милане».
- Из-за старых травм у тебя и здесь не все в порядке — места в основе нет. В этом сезоне ты сыграл только 5 минут в игре против «Лацио» ( разговор состоялся до ответного «Милан» — «Вердер» — прим.авт.)
- Я отношусь к этому спокойно. В «Милане» большая конкуренция, много сильных молодых игроков, за которых заплатили большие деньги. Но почему только 5 минут, я ведь сыграл еще две товарищеские игры зимой. Дело в том, что я снова травмировался как раз в тот момент, когда должен был выходить на нормальный уровень игры. Как-то уже так складывается: в тот период, когда я вот-вот должен начать играть, я получаю травму (горько улыбается).
- «Милан» известен хорошей медицинской службой и умением сохранять футболистов в игре даже в солидном возрасте. Живые примеры — Костакурта, Мальдини, Индзаги… Сколько лет ты еще собираешься играть?
- Загадывать наперед не хочу. Главное — быть в форме, которая позволяет тебе конкурировать с молодыми парнями. Вот, например, Индзаги — очень яркий пример: самое главное не количество, а качество игры. Можно сыграть мало матчей, но забивать решающие мячи, которые принесут твоей команде титулы.
- Ты спокойно относишься к нынешнему периоду в своей карьере, когда большую часть времени ты вынужден проводить на скамейке запасных? На украинских форумах фанаты уже говорят, что «Шеве пора заканчивать». Что ты ответишь на это?
- Могу только сказать, что заканчивать не собираюсь. Мне 32 года, еще можно играть. Было бы здоровье.
- Играть аж до Евро-2012?
- Не знаю, это будет тяжело.
- Три года всего лишь надо продержаться! Если «Милан-Лаб» (медицинская лаборатория клуба) поможет!
- Для того, чтобы играть до 41 года так, как Мальдини, нужны стимулы и здоровье. И очень важно не получать травм. Так как любое повреждение в моем возрасте может надолго выбить из седла. Те же травмы, которые я получал лет 10—15 назад и теперь, переживаются по-разному: если в молодом возрасте, я был уже на ногах через неделю, то теперь на восстановление я трачу месяц-два. У организма совсем другие возможности восстановления.
- Что именно с твоей спиной?
- Я не хочу углубляться, у меня почти такая же проблема как у Несты: просто ему операции не удалось избежать, а я сумел, Слава Богу, вылезти без операции. Пока, тьфу-тьфу…
- Давай поговорим про обновленную сборной Украины. В ней теперь очень много молодых парней. С некоторыми ты уже нашел общий язык. Скажем, в матче с Казахстаном у Вас с Селезневым вышел ударный тандем форвардов…
- Мне легко находить общий язык с любым игроком, особенно с молодым, который хочет играть за сборную и именно с таким большим желанием приезжает в национальную команду. Я всегда готов им помочь, передать опыт. Мне нравиться приезжать в сборную, здесь — хороший коллектив, все парни стремятся расти и достигать чего-то серьезного в сборной. Каждый победный матч будет прибавлять им уверенность в своих силах. И я думаю, что у этой команды может быть большое будущее.
- В сборной появилось больше креативных футболистов, но куда чаще они создают голевые моменты в национальном чемпионате. Насколько показательно это умение для международных матчей?
- Реальную оценку умениям футболиста дает официальная игра с сильным соперником. В Украине есть хорошие футболисты, но быть хорошим футболистом, очень хорошим футболистом и классным — это три разные вещи. Когда играешь товарищеские матчи со слабым соперником, эта разница не проявляется. Она чувствуется, когда соперник сильный, действует на высокой скорости и не дает тебе пространства и времени возиться с мячом. Вот когда футболисты пройдут испытание таким соперником, сыграют под серьезным давлением, тогда можно о чем-то говорить. На мой взгляд, для того, чтобы была хорошая сборная, надо иметь сильный чемпионат, в котором главные роли должны исполнять не иностранцы, а свои игроки. Для того, чтобы понять соответствует ли уровень футболистов в чемпионате Украины уровню игроков чемпионата Италии, Испании или Англии, нужно сыграть в официальных матчах.
- 1 апреля и состоится такой матч — на выезде с Англией. Молодому коллективу нашей сборной будет непросто выдержать такое испытание. Не перегорят?
- Я не думаю, что перегорят. В конце концов, все зависит от подготовки. К этому времени пройдет уже месяц чемпионата Украины. В принципе, парни успеют получить игровую практику. Главное, не надо бояться соперника, каким бы сильным он не казался, и стараться играть в свою игру. Тогда все будет хорошо.
- Для тебя есть некий символизм в том, что ты будешь играть в Англии, где тебе два года было не очень комфортно?
- Да нет, я пытаюсь не обращать внимания на такие вещи. Это сборная, то был клуб. Даже стадион другой. Это просто еще одна ответственная игра, в которой надо сыграть наилучшим образом. Лично для меня, самое главное, быть в хорошей форме. Тогда проблем не будет.
- Говорят, что сборная Англии стала лучше играть после того, как Капелло запретил ёё игрокам кушать чипсы с кетчупом…
- Я никогда не читаю желтую прессу
- А в «Челси» коренные «бриты» чипсы любили?
- (Улыбается). Слушай, что ты хочешь от меня услышать. Я не смотрю, кто, что ест. Если кому-то вкусно, то пусть жует на здоровье.
- Ты по-прежнему газеты не читаешь?
- Нет, не читаю вообще и программ футбольных не смотрю. Все свободное время я отдаю семье. Могу, правда, игру интересную по телевизору посмотреть.
- Какое впечатление на тебя произвел Бекхэм?
- Серьезный парень, который поразил своим желанием работать. К тренировкам Бекхэм относится очень ответственно. Как следствие, своей игрой он покорил сердца болельщиков и сразу стал любимцем публики. Команда его приняла нормально.
- Вы общаетесь приватно?
- Да, общий язык нашли очень быстро. Два года в Англии прошли для меня не зря. Мой уровень английского позволяет общаться без проблем.
- Ты совсем недавно перевез семью с Лондона в Милан. Как жена и дети восприняли этот переезд?
- Решение мы принимаем вместе, так чтобы всем было хорошо. Поэтому, сначала переехал я, подготовил, скажем так, фундамент, а потом уже и семью перевез.
- Твой старший сын Джордан ходит в начальную школу в Лондоне, переведешь его в миланскую школу?
- Нет, он будет учиться в Лондоне, там же остался дом. А на выходные будет приезжать к нам.
- Возвращаясь к «Челси»: говорили, что с Моуриньо ты остался в плохих отношениях?
- Кто говорил?
- Английская пресса писала. К тому же он на пресс-конференциях не очень высоко оценивал твои способности…
- Я никогда не слышал, чтобы он плохо обо мне говорил, а то, как интерпретировали его слова надо делить на восемь и фильтровать. У нас всегда были с ним рабочие отношения, как у тренера и игрока. Конфликтов, если хочешь услышать, никогда не было.
- Но ведь был разговор о том, почему ты не играешь?
- Буквально раз или два. После матча за сборную (против Италии в Киеве), он мне сказал: «Почему ты так хорошо играешь за сборную, а за „Челси“ выглядишь совсем иначе?». Я ему ответил: «Потому, что там мне дают играть, а здесь — нет». «Я все понял» — ответил Моуриньо. Следующие две игры я играл, а потом он снова посадил меня в запас.
- Ты не протестовал?
- А зачем это? Я игрок. Я должен своей формой и готовностью доказать, что имею право на место в основном составе. А ругаться с тренером или давить на него — не в моих правилах.
- Какой основной игровой стимул сегодня у футболиста Шевченко?
- Главное — это играть. Потому, что если ты не играешь, как бы ты не тренировался, в каких бы товарищеских играх ты не участвовал, это не то. Главное — официальные матчи. ты должен просыпаться и знать, что сегодня, или на этой неделе — ты будешь в игре.
- Сейчас без игры тебе удается контролировать эмоции?
- Я ни за что не переживаю. Опыт у меня — огромный, поэтому я просто жду своего шанса.